Я просто пишу под влиянием момента для себя и близких о путешествиях и досуге,
об интересных событиях в моей жизни, о неизлечимом шопоголизме и последнем увлечении косметикой.
Здесь вы найдете статьи, посвященные красоте и здоровью, советы по декорированию дома,
а также вкусные рецептики, а кто-то даже найдет полезными мои обзоры косметических средств.
Я учусь у других и хочу поделиться своим опытом и находками.

Будьте постоянным гостем.
Здесь вам всегда рады!



06.07.2013

Автошколы в Финляндии. Часть 1. Первый этап.

Ну, вот, теперь когда я "отстрелялась", я могу наконец оглянуться назад и написать о своем опыте получения водительских прав в Финляндии.

Моя старушка (обожаю и балую ее :-) а она старается и не жалуется)
В данный момент у меня пройдены все этапы обучения, и я "жду", когда мне наконец дадут постоянные права. А пока у меня только временные права, мне приходится ездить очень аккуратно, ведь осталось еще аж пол года, а у меня уже есть одна авария на счету. Полиция прислала мне по почте ай-яй-яй и первое предупреждение. Второго быть не должно!

Итак, как же в Финляндии получить права? Учитывая, как много людей спрашивает об этом на форумах, этот вопрос просто жизненно важен для местного русскоязычного населения.

Что ж, начну сначала...

Права я хотела уже очень давно, я даже жалею, что не получила их раньше. Но если честно, то мне даже и в голову это не приходило. Я хм... о машине как-то и не мечтала, ведь по большому счету она мне и не нужна была :-) С общественным транспортом в Финке проблем нет, все ходит вовремя и по расписанию. Зачем нужна машина? Как я без нее раньше жила? :-)

Итак, первая задача будущего водителя найти ту самую автошколу. Честно говоря, у меня особого выбора-то и не было, я хотела пойти учиться в русскую автошколу. Англоязычная была намного дороже финской и русской, ну, а на финском я бы не выучилась :-)
А поскольку выбор был небольшой, то обзвонив несколько школ, я остановилась на русской автошколе в районе метро Сёрняйнен, благо до работы оттуда было добираться меньше 30 минут.

Напишу сначала общую информацию, а уж потом свое мнение о школе и обучении. 
ВНИМАНИЕ!!! Моя информация несколько устаревшая, поскольку с января 2013 года вступил в силу новый закон об автошколах, и система координально изменилась. Но общие аспекты, думаю, остались прежние, и здесь возможно вам пригодится мой опыт.

С 2013 года учиться приходится ДОЛЬШЕ и ДОРОЖЕ! Хотя куда еще дороже-то! Про 2 года до получения постоянных прав я вообще молчу!

Вот на этой страничке вы узнаете всю подробную информацию про получение прав, но конечно же на финском языке.

Итак, нашла я автошколу заранее, и даже справку у врача получила, но... все никак не могла до нее дойти. Вы знаете, как это бывает, хочешь-хочешь, а все никак не соберешься. К тому же мои командировки не очень-то способствовали обучению, а учиться урывками не хотелось. Кстати, что важно, начать обучение вы можете посреди курса, необязательно с начала, просто подойдите к началу занятия, внесите первый взнос и вперед. А вот эффективно ли такое обучение, это другой вопрос.

Ну, вот я вернулась из Шотландии, на дворе была весна, почему бы не поучиться. К тому же хотелось летом поводить и маме похвастаться, когда она у меня гостить будет.

Урааа! Не прошло и пол года как я добралась до автошколы.

Про обучение подробно писать не буду из-за обновленной системы обучения, просто отмечу кое-какие моменты. Все новые цены есть на сайте школы.

Хочу заранее предупредить, чтоб не слушали тех, кто говорит, что школа недорогая. Она дорогущая, и плата за обучение это еще не все расходы. Вам до прихода в школу нужно получить справку от врача (до 60е), я получала ее в маленькой поликлинике в Итакескусе за 30 евро. Затем, когда вы принесете в автошколу справку, ваш идентификационный документ (хм, там есть условие о наличии вида на жительство, туристам права не дадут) и 2 фотографии, вам нужно будет получить разрешение на обучение из полиции, которое стоило раньше 60е. Всю эту бюрократию за вас сделает сама школа, вам же нужно только оплатить счет. Первый взнос был 400е, который нужно заплатить сразу в начале обучения. Еще в автошколе можно было приобрести учебник за 35е. Я же одолжила учебник у друга, который учился на английском языке (у меня есть электронная копия книги на английском языке, по которой я училась, и при личной просьбе могу вам выслать). Вот здесь можно посмотреть содержание учебника. Плата за оба экзамена берется сразу, и заплатить вам придется перед теоретическим экзаменом в кассе Ajovarma, где собственно и принимают экзамен. Раньше это было 135е, если сдавать длинный теоретический экзамен для иностранцев или с помощью переводчика. То есть платите сразу и за теорию, и практику. Та же система и с правами, за временные и постоянные платите сразу после сдачи экзамена по вождению. Права сейчас присылают сразу домой.

Хмм, все ли это оплаты? Ах, да, советую отложить немного деньжат и взять дополнительные уроки вождения, лучше перебдеть и сдать с первого раза как я :-) (хвастаю!) Я брала дополнительно 3 урока, это 75 минут всего, по цене 36е за урок. Мда... И все равно это дешевле пересдачи, ведь в таком случае придется платить за дополнительные 5-10 уроков вождения (смотря, сколько вам назначит экзаменатор), плюс за экзамен.

Речь сейчас идет лишь про Первый этап, после которого вам придется еще 2 этапа пройти (это по новому закону). Слава богу я застала старый закон и сэкономила может тысячу евро :-)
Если вы обучаетесь осенью-зимой, то советую пройти темное вождение во время обучения, иначе вам придется платить немного больше, чем текущим студентам автошколы. Мне пришлось переплатить слегка, поскольку основное обучение я прошла весной-летом.

Обучение начиналось с теории, уроков 20 где-то по 1,5 часа 2 раза в неделю вечером. Оплату за обучение можно вносить частями, НО больше, чем на месяц все равно не растянете, поскольку без полной оплаты вас не запишут на теоретический экзамен, а на него стоит записаться заранее, уже через 3-4 недели после начала обучения.

Еще на первом занятии вы купите "экзаменационные билеты-ответы", которые в принципе не нужны, все те же вопросы будут программах для подготовки к экзамену. Такие программы стоят на компьютерах в автошколе (компьютеры - это громко сказано, на деле там 2 старых чуть ли не 286 компа моей юности, и когда вы проходите тесты на одном компе, второй - простаивает по причине лишь одной лицензии на программу, видать владелец автошколы сэкономить решил :-) ).

В общем, в рекламе сказано, что вы можете заниматься самостоятельно за компьютерами в автошколе, а на деле это один старый комп с несколькими устаревшими программами, который всегда занят. В моем случае удалось позаниматься за компьютером лишь дважды. Попасть к ним можно лишь в рабочие часы, да и то не всегда, а только когда там есть секретарь (у них большая текучка, и секретарей часто просто нет) или если директор, он же препод, даст вам ключ от школы. Больше в автошколе сотрудников нет (опять же экономия), а главный учитель-инструктор постоянно на уроках вождения. Часто этот ключ находится у одного из студентов, и приходится буквально умолять их поделиться им. Я до сих пор помню эту стерву, которая обещала дать мне ключ или оставить его у секретаря, а сама сбежала за 5 минут до моего прихода (я ей позвонила предупредить, что иду) и секретарю ключ не оставила. Ей повезло, что я экзамен сразу сдала :-)
В общем, со всем этим компьютерным обучением куча геморра, но будьте настырны и постарайтесь позаниматься на школьном компе хотя бы пару-тройку часов, толк будет, обещаю. 

Другая возможность позаниматься самостоятельно - это онлайн тесты от Ajovarma. Для них вам понадобятся коды, которые вам обязана дать школа. Не стесняйтесь тратить эти коды и просить новые, это ваше право, это вам экзамен сдавать. Коды вам нужны при каждом входе в программу, а программа автоматически выкидывает вас, если вы какое-то время бездействуете, ну, в туалет там отошли или чаю попить. И тогда вам нужен новый код, чтобы войти. Конечно после 5-10 заходов, вы все вопросы пройдете по нескольку раз, но большая часть этих вопросов будет на экзамене, а вам же сдать его нужно? Но одного онлайн обучения мало; читайте книгу и занимайтесь самостоятельно на школьном компьютере.
Вот здесь можно скачать брошюру на финском со знаками дорожного движения, правда она 2007 года, но вряд ли там многое изменилось.

СОВЕТ: пользуйтесь компьютерными (в школе) и онлайн тестами регулярно во время обучения. Мне они очень помогли.

Ну, не буду учить вас как готовиться к экзамену. О себе скажу, что я перечитывала материал каждый вечер после курсов, а в остальное время листала карточки со знаками дорожного движения, которые сделала для себя. И снова, если вы хотите использовать мои карточки, пишите, я их вам вышлю. Кстати, я эти карточки и по сей день использую, они у меня в бардачке лежат.

Сам теоретический экзамен состоит из нескольких частей. Не хочу врать, я не помню все досконально, но помню, что там были теоретические вопросы, где-то штук 10 вроде (для ответа на них знания учебника достаточно, а если и все онлайн тесты пройдете дома, то и подавно сдадите); а также практические вопросы, включающие в себя различные дорожные ситуации и знаки дорожного движения в количестве 50 штук (если верно помню). Чтоб сдать экзамен достаточно допустить 3 ошибки из 10 теоретических вопросов и 8 ошибок из 50 ситуационных вопросов. Система тестов простая - A, B, C. Когда я писала про стоимость экзамена, я имела в виду стоимость экзамена без ограничения времени, то есть без тикающего секундомера, который добавляет стресса студенту. Да, конечно дешевле почти в 3 раза сдавать обычный экзамен, где на каждый ответ даются 5-10 секунд для раздумий. Но я считаю, что нужно пользоваться возможностью послабления для иностранцев, которую дает государство. Я руководствовалась тем, что я хочу все сдать и получить права с первого раза. Сдавала я на английском языке (хотя есть возможность использования услуг переводчика), т.к. готовилась по английскому учебнику. А на экзамен я пришла с другом для моральной поддержки :-) и помочь если что не пойму.

Наконец-то я добралась до обучения :-)

Май в тот год был солнечным и жарким, а двери школы выходила на шумный проспект. Теория преподавалась по слайдам, но препод довольно подробно все объяснял. А я доставала весь класс многочисленными вопросами :-) Оглядываясь назад, замечу, что я все равно их мало задавала :-) Вожу каждый день, а вопросов не убывает :-) А еще хочу заметить, что знаний со школы не достаточно, все достигается практикой. Но хотелось бы знать чуточку больше. Мне очень помог мой друг, когда спустя пол года, он объяснил мне, что я неправильно вожу :-) До сих пор переучиваюсь, а ведь могла сразу же правильно учиться водить. Жаль, но такие практические моменты в школе объясняют плохо.

Итак, снова СОВЕТ. Поскольку препод в школе один, то записаться к нему на вождение непросто. Я например была вынуждена сделать перерыв в целый месяц из-за каникул, а потому и права получила лишь в августе. И все потому, что не сообразила заранее записаться на вождение еще в мае во время теории.
А потому начинайте водить уже на второй неделе обучения, тогда вы закончите школу уже через месяца полтора.

ПЕРВЫЙ УРОК ВОЖДЕНИЯ! Да, это запомнилось мне навсегда. Мы водили на парковке на первой и второй передаче. С меня пот струился градом, руки тряслись, а маму я вспоминала каждую секунду. Сейчас тоже частенько бывает страшно, особенно когда всякие козлы пугают, как вот было на днях (какой-то мудак специально подрезал меня на скорости 100км/ч на  пустой дороге). Второй урок у меня был аж через неделю (как я уже писала, все уроки вождения в школе были расписаны). Был и другой момент. В начале обучения когда мы обсуждали количество уроков и их продолжительноть, препод говорил, что обычно уроки вождения проводятся парами, то есть 50 минут за раз, конечно невозможно засечь ровно 50 минут, и что на деле они часто дольше положенного. Хммм, ни разу дольше... чаще уроки были короче 50 минут, а учитывая время, в течение которого инструктор заполнял бумаги, давал на подпись бланки занятий, резервировал время для следующего занятия, то в реальности водить-то удавалось минут 35-40. Но было у нас одно преимущество перед экзаменом, несмотря на то, что автошкола была почти в центре, водили мы в основном в районе Итакескуса, где же потом и сдавали экзамен.

С экзаменом мне и вовсе повезло (хотя мой инструктор позже рассказал, что мне достался самый вредный экзаменатор), мне предложили сдать экзамен в моем районе. А там я каждый поворот, каждый светофор знаю. Экзаменатор отметил только 2 ошибки или скорее недочеты; первая - это то, что на узких улицах с припаркованными машинами, я слишком близко держалась к этим машинам, что не очень безопасно. А вторая, это когда я на желтый свет резко затормозила. Ха-ха, надо было видеть лицо чувака, он перепугался до ужаса :-) Слава Богу, наши дороги почти всегда пустые, так что на светофоре меня не "поцеловали" :-) В общем, правила я не нарушила, но в следующий раз, мне посоветовали, проезжать на желтый, чтоб не вызвать аварию.

Про продолжительность экзамена по вождению говорят по разному. Мне говорили, что обычно экзамен не занимает дольше 25-30 минут, я сдавала минут 45. Когда я вернулась на стоянку перед тех.осмотром (одна и та же контора принимает экзамены по вождению и проверяет машины), то обнаружила только моего инструктора, а когда я уезжала, на парковке было порядка 6-7 студентов с их инструкторами. По поводу автомобиля... На экзамен вы приезжаете со своим инструктором на школьной машине (на первом экзамене она предоставляется бесплатно, а на пересдачах за ее аренду придется платить). Советую, взять дополнительный урок вождения в день экзамена, тогда, перед экзаменом, вы освежите свои знания, снова привыкнете к машине, настроите для своего удобства зеркала и кресло, ну, и послушаете "последние наставления" вашего инструктора :-) Мой инструктор имел привычку орать на меня, что приводило совершенно к обратному эффекту, я начинала ошибаться на каждом шагу. Но в день экзамена он был сама доброта :-) , он ни разу не критиковал меня, не повышал голос, давал дельные советы, так что благодаря этому на экзамен я приехала спокойная и полностью готовая. Моральный настрой очень важен в день экзамена!

Ну, и советую вам взять ситуацию в свои руки, и обеспечить себе удобства для сдачи экзамена. Я например сразу же попросила экзаменатора говорить со мной по-английски. Я немного стесняюсь своего незнания финского, особенно когда приходится показывать финский паспорт :-) Знаю, это ужасно, но что делать? В общем, когда экзаменатор сел в машину и взял в руки мой финский паспорт, я на финском ему сказала, что в стрессовой ситуации мой финский еще хуже, а потому для успешного процесса я прошу обращаться ко мне на английском. Не стесняйтесь спрашивать, переспрашивать и уточнять, это же вам нужно сдать экзамен, а инструктору все равно :-).

Вот так я и стала водителем :-) 16 августа я сдала вождение и получила долгожданную бумажку (пока не сделали карточку), которая говорила, что я МОГУ ВОДИТЬ! А через 2 дня я уехала в командировку в Канаду. Все очень удачно сложилось. Особенно для меня приятен вопрос: "Ты с первого раза сдала?". Да, с первого, чем страшно горжусь.

Вернулась я из командировки в сентябре и сразу же села за руль. Мне друзья отдали свою машину на неделю, отрабатывать мои навыки вождения. О, да, это было так здорово, наконец-то самой водить. Моя первая поездка на машине была в аэропорт, а именно, я друзей туда подвезла. А вот как я возвращалась обратно в час пик, это отдельная история :-) Думаю, именно в тот день я решила, что седан - это не моя машина, хэтчбэк парковать проще :-)

А через неделю, в день возращения ребят, я купила свою первую машинку. Моя старушка Опелька радует меня каждый день. Я новичок, и многое не знаю, думаю, она это понимает, так как еще ни разу не подвела. Тьфу-тьфу-тьфу! А я по мере возможности ее радую, покупая ей подарки по интернету из магазина Байинкоинс.

Ну, на сегодня все. Во второй части моего рассказа я опишу подробнее второй этап вождения, темное вождение, мою аварию и другие полезные для новичка-водителя штуки. Заходите еще, а будут вопросы, пишите мне.

P.S. Во время последней поездки в Питер я купила себе водительские поляризационные очки. Я так давно себе такие хотела, но, как водится, в Хельсинки у нас все дорого, а Амазон их к нам не доставляет. Ну, и конечно не хотелось бы на подделки нарваться. Эти очки замечательны тем, что убирают световые блики и помогают лучше видеть дорогу. Вот уже несколько месяцев я не расстаюсь с этими очками, даже пришлось заказать контактные линзы и научиться их носить. Если вы увидете такие очки, обязательно купите, безопасность на дорогах важнее.
Я бы еще приобрела водительские очки для ночного вождения, говорят с ними все становится ярче в темноте.

2 комментария:

  1. Огромное спасибо за прекрасную статью! Я многое для себя подчеркнула. У меня вопрос - как можно получить английский вариант учебника на мой почтовый ящик- iskarka@tut.by. Огромное спасибо за ранее! Майя

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я очень постараюсь не забыть. Завтра уезжаю на праздники. Рада, что оказалась полезной.

      Удалить

Пожалуйста, оставьте здесь свой комментарий. Я всегда рада ответить на ваши вопросы.

Оденна.